Системы оповещения

Системы речевого пожарного оповещения и системы трансляции

В соответствии с НПБ 104-03 системы речевого оповещения по нормам должны устанавливаться на объектах с количеством работающих 200 и более человек, учебных, зрелищных, лечебных учреждений, вокзалов, торговых комплексов. Вопросы выбора и правильной интеграции СОУЭ интересны и многогранны, тем более что нормативная база иногда дает по этому поводу неоднозначные ответы. Один из вопросов, который часто задает заказчик, есть ли возможность совмещения систем проводного вещания и поисковой связи, которые также неотделимы от вышеуказанного перечня объектов с системами речевого пожарного оповещения. Казалось бы, эти системы имеют один принцип действия и во многом идентичное оборудование, однако нормативные документы по пожарной безопасности накладывают существенные ограничения по применению этих систем в качестве систем оповещения. Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы: Как грамотно выбрать систему оповещения? Как минимизировать затраты при установке двух систем? Как при наличии уже установленной системы проводного вещания выбрать вторую? Как упростить монтаж и дальнейшую эксплуатацию?

Дмитрий Якунькин,
технический директор компании «Статус-Связь»

СОУЭ и системы коммерческого вещания

На многих объектах установлены системы трансляции (групповые системы проводного вещания). Иногда с течением времени выясняется, что эксплуатируемая система не соответствует нормам пожарной безопасности по тем или иным причинам. Возникает вопрос, что сделать для исправления подобного положения вещей и какие изменения внести в существующую систему? Следует ли ее полностью заменить на более новую? Или соответствие нормам можно обеспечить, проведя определенную модернизацию? Или потребуется построить отдельную «параллельную» систему пожарного оповещения? На такой вопрос, поставленный слишком широко, невозможно дать однозначный ответ, а можно лишь предложить некоторые общие рекомендации. Тем не менее, выполнение этих рекомендаций позволит «подтянуть» систему до требований нормативных документов. Сразу оговоримся, что будем рассматривать речевые системы оповещения (системы 3-5 типов, по НПБ 104-03) и не будем рассматривать звуковые системы (1-2 типов, по НПБ 104-03).

Попробуем, для начала, проанализировать, в чем заключается разница между типовыми требованиями к функциям системы, которые предъявляет пользователь (потребитель), и требованиями к функциям, предъявляемым нормами пожарной безопасности. Это важный момент, понимание которого позволит сделать соответствующие выводы, и, наоборот, незнание этих различий приведет к невозможности выполнить какие-либо дальнейшие действия правильно.

Главное различие между системами коммерческого вещания и системами пожарного оповещения

Давайте зададимся вопросом, для чего нужна система коммерческого вещания, скажем, в современном торговом комплексе, и при этом не будем затрагивать вопросы пожарной безопасности. На ум приходят следующие очевидные ответы:

  1. Система нужна для оперативного доведения рекламной информации до покупателей (о тех или иных товарах, о местах их продажи, о скидках и т.д. и т.п.), что само по себе стимулирует продажи и увеличивает коммерческую привлекательность объекта и для покупателей, и для инвесторов.
  2. Система нужна для оперативного доведения служебной информации до персонала, что позволяет улучшить эффективность управления предприятием.
  3. Система нужна для создания определенного уровня комфортности, в первую очередь для покупателей, когда в местах их сосредоточения транслируются, например, те или иные музыкальные программы, что тоже увеличивает коммерческую привлекательность объекта.

Соответственно, можно сделать вывод, что потребителю хочется иметь на своем объекте гибкую, масштабируемую, недорогую в обслуживании систему, которая позволяет ему извлекать определенную выгоду за счет хорошей передачи музыкальных программ и трансляции речевых сообщений информационного характера. Назовем эти критерии главными для системы коммерческого вещания.

Если взглянуть на этот же объект (торговый комплекс) с точки зрения норм пожарной безопасности, выясняется, что на объекте нужна система речевого оповещения, которая, в первую очередь, должна быть направлена на обеспечение безопасности людей и способна:

  1. Своевременно оповестить людей об опасности и передать им информацию о порядке необходимых действий.
  2. Обеспечить ответственному персоналу возможность управления эвакуацией людей при пожаре.

На выполнение этих двух «коротких» пунктов могут быть затрачены намного большие усилия, чем на соблюдение главных критериев системы коммерческого вещания. Почему? Потому, что выполнение этих пунктов должно сопровождаться серьезными и затратными мероприятиями по обеспечению надежной работы системы пожарного оповещения, как при повседневной эксплуатации, так и в условиях пожара. За счет каких именно мер это достигается — мы поговорим дальше. Пока же позволим себе подвести промежуточный итог: главное различие между требованиями к системам коммерческого вещания и системам оповещения о пожаре заключается в том, что последние должны обладать несомненно более высокой надежностью.

Система мер, направленных на обеспечение надежности

Надежность системы пожарного оповещения (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре — СОУЭ) достигается целой системой мер, выполнение которых контролирует государство. Кратко можно говорить о следующих основных моментах:

  1. Существуют НПБ 104-03, которые определяют обязательные требования к проектированию систем СОУЭ. Организация-проектировщик должна соблюдать эти нормы.
  2. Существуют НПБ 77-98, которые определяют требования к техническим средствам, используемым при построении систем СОУЭ. Изготовители продукции для построения систем СОУЭ должны соблюдать эти нормы.
  3. Существует система обязательной сертификации в области пожарной безопасности. Приборы и устройства, используемые для построения каналов пожарного оповещения в рамках системы СОУЭ, должны иметь соответствующие сертификаты пожарной безопасности. Проектные организации должны применять для этих целей только то оборудование, которое имеет соответствующие сертификаты пожарной безопасности.
  4. Организация-проектировщик должна иметь лицензию на выполнение работ по проектированию систем пожарной защиты.
  5. Монтажно-наладочная организация должна иметь лицензию на выполнение комплекса работ по инсталляции систем пожарной защиты.
  6. Сервисная организация, которая выполняет работы по техническому обслуживанию эксплуатируемой системы, должна иметь лицензию на выполнение данных работ. Система должна эксплуатироваться должным образом, ответственность за это несет собственник системы.

Перечисленные выше меры относятся к необходимым, но отнюдь не достаточным. Например, при выборе компании-инсталлятора для выполнения работ по модернизации, реконструкции или строительству системы СОУЭ будет иметь немаловажное значение ее опыт в решении подобных вопросов. Точно так же, немаловажное значение будет иметь и выбор конкретного оборудования, на котором будет строиться или модернизироваться система.

Не вдаваясь в вопросы «правильной тактики» при выборе компании-инсталлятора, остановимся на вопросах анализа эксплуатируемого оборудования и подборе нового. Прежде всего, необходимо проанализировать структуру существующей системы и алгоритм ее работы и затем решить, соответствуют ли они утвержденному плану эвакуации и требованиям норм пожарной безопасности.

Зоны пожарного оповещения

Всем интуитивно понятен термин «зона трансляции», «зона оповещения». Коротко, это границы территории (части здания), информация в которую может передаваться отдельно. Например, на традиционном дикторском пульте системы коммерческого вещания есть набор кнопок выбора зон. Нажав определенную кнопку (клавишу), диктор может передавать сообщение только в выбранную зону (группу помещений). Информация в другие зоны при этом не передается. В нормах НПБ 104-03 есть определение «зона пожарного оповещения — это часть здания, где осуществляется одинаковый и одновременный способ оповещения людей о пожаре». Очень похожее определение. Однако в этих же нормах есть запись о том, что границы зон следует выбирать, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Оповещение о пожаре должно выполняться своевременно, т.е. как можно быстрее, с тем чтобы люди успели получить эту информацию и покинули здание до того, как пути эвакуации будут заблокированы опасными факторами пожара (дымом, пламенем, разрушены). Часто на практике проектировщики привязывают зоны пожарного оповещения не к плану эвакуации и условию обеспечения безопасной эвакуации людей, а к возможностям той или иной аппаратуры. Например, организуется система с десятком-другим зон пожарного оповещения и единственным каналом пожарного оповещения. При этом оповещение о пожаре выполняется последовательно в разные зоны (канал один). Это является ошибочным решением. Но это так называемая «скрытая» ошибка, которая не лежит на поверхности (система работает, звук она передает). Ошибка может проявиться в условиях реальной эвакуации, когда окажется, что в какой-либо зоне людей нужно было оповещать раньше, а не ждать, пока закончится оповещение людей в другой зоне. Особенно эта ошибка значительна в том случае, когда используется только ручной режим управления системой оповещения при пожаре.

Можно дать общую рекомендацию — по возможности, не дробите систему на множество зон пожарного оповещения, увеличивайте их количество только тогда, когда этого прямо требуют нормативные документы или когда, исходя из конструктивных особенностей защищаемого здания, невозможна никакая другая эвакуация, кроме поэтапной. В случае, если многозонная система действительно необходима, то идеальным техническим решением будет такое, когда каждая зона пожарного оповещения обеспечена отдельным независимым каналом. Т.е. когда можно будет одновременно передавать в разные зоны разную информацию, например, в одну зону передавать команду на начало эвакуации, а в другую зону — команду на подготовку к эвакуации. Эта мера существенно сократит время оповещения. Не нужно будет ждать окончания оповещения в одной зоне, прежде чем начинать оповещение в другой.

Вид управления системой

Значительным и важным является то, в каком режиме осуществляется управление системой СОУЭ. Можно говорить о трех режимах: ручном, полуавтоматическом и автоматическом.

Ручной режим управления — системой управляет человек (оперативный дежурный, диспетчер и т.д.). В этом случае именно он принимает сигналы пожарной тревоги от системы пожарной сигнализации, принимает решение о том, достоверны они или нет, выбирает нужную схему эвакуации и передает необходимые тексты с микрофона в нужные зоны пожарного оповещения. Главным недостатком этого режима является высокая вероятность ошибки, которую может совершить человек в критичной ситуации. Особенно вероятность ошибки сильно возрастает в многозонных системах. Иногда считают, что достоинством ручного режима является гарантированное отсутствие реакции системы СОУЭ на ложные срабатывания системы пожарной сигнализации. Но это мнимое достоинство, т.к. точно так же может отсутствовать реакция и на достоверное обнаружение пожара (например, человек покинул свой пост).

Полуавтоматический режим управления — человек участвует в принятии решения и формировании одной единственной команды на запуск СОУЭ. Система сама выбирает нужный алгоритм оповещения, и ей нужно лишь подтверждение от человека на начало этого процесса. Такой вариант намного более надежен, чем ручной режим, т.к. уменьшена возможность человеческой ошибки.

Автоматический режим управления — система выполняет все действия самостоятельно без участия человека. Ошибка человека исключена вовсе, но система часто не защищена от ложных тревог. Нормы пожарной безопасности требуют увеличивать количество пожарных извещателей для таких случаев и запуск оповещения производить при одновременном срабатывании двух и более извещателей. Соответственно, увеличивается стоимость пожарной сигнализации.

На практике лучше всего применять комбинированные режимы, когда используется и ручное, и автоматическое, и полуавтоматическое управление. Для наглядности обратимся к зарубежному опыту. В американских нормах NFPA 72-2007 приведен алгоритм формирования сигналов пожарной тревоги.

Суть данного алгоритма в том, что при поступлении сигнала тревоги от автоматической системы пожарной сигнализации оперативный дежурный должен в течение 15 с подтвердить прием этого сигнала. Затем оперативному персоналу предоставляется возможность проверить достоверность возгорания и, если это ложная тревога, возможность сбросить систему пожарной сигнализации в течение 180 с (так называемая фаза анализа). Однако, если персонал не подтвердил прием тревоги в течение 15 с или не сбросил систему в последующие 180 с, происходит автоматический запуск системы оповещения. Точно так же происходит автоматический запуск, если сначала поступила тревога от срабатывания одного (первого) извещателя, а затем поступает тревога от срабатывания второго извещателя. Такая комбинация дает возможность, с одной стороны, сильно уменьшить вероятность человеческой ошибки, а с другой — значительно снизить вероятность запуска СОУЭ в случае ложной тревоги системы пожарной сигнализации.

Хочется заметить, что в системе всегда должна быть предусмотрена возможность ручного управления, только это должен быть резервный режим, а не основной. Никогда нельзя дать гарантию, что заложенные в системе сценарии оповещения будут всегда соответствовать реальному развитию ситуации. Поэтому и следует предусматривать возможность корректировки алгоритма оповещения оперативным персоналом. Самый простой и наглядный пример — когда в системе СОУЭ предусмотрен один или несколько микрофонов, с помощью которых оперативный персонал может передавать «живые» голосовые сообщения.

Пожарные оповещатели

Размещение и выбор мощности речевых пожарных оповещателей (далее будем их называть громкоговорителями) должны удовлетворять требованиям НПБ 104-03. Суть этих требований сводится к тому, чтобы обеспечивался определенный уровень звука сигналов пожарного оповещения во всех помещениях с постоянным или временным пребыванием людей и исключалась неравномерная концентрация звука в этих помещениях.

Вообще, определение мест, где следует устанавливать громкоговорители, — вопрос достаточно неоднозначный. С одной стороны, в любом помещении в здании могут присутствовать люди. С другой стороны, это могут быть помещения очень небольшие по размерам и где люди присутствуют крайне редко и очень непродолжительное время. Как же быть? Можно рекомендовать действовать следующим образом:

  1. Определить «критичные» места, где могут находиться люди, не являющиеся постоянными обитателями данного здания (посетители). Например, это однозначно будут торговые залы, рекреации, обеденные и спортивные залы. В таких местах обязательно надо ставить громкоговорители.
  2. Определить протяженные горизонтальные участки путей эвакуации, по которым могут двигаться посетители. Там также нужно предусматривать установку громкоговорителей, чтобы была возможность управлять ходом эвакуации. Вообще же, лучше всего предусмотреть установку громкоговорителей во всех коридорах, холлах, вестибюлях и т.п.
  3. Определить места с постоянным пребыванием рабочего персонала. Т.е. это офисные помещения, производственные помещения и т.д., где персонал находится постоянно в течение рабочей смены. Там следует установить громкоговорители.
  4. Определить места с временным пребыванием персонала, т.е. те помещения, где персонал присутствует периодически, до 2-х часов в день. Там тоже нужно ставить громкоговорители.

Еще одним важным требованием к громкоговорителям является то, чтобы они не имели регуляторов громкости и подключались к сети оповещения без разъемных устройств (типа вилка-розетка). Очень осторожно нужно подходить к применению выносных регуляторов с так называемыми «обходными» реле. Это довольно популярное решение в системах трансляции, но оно недопустимо в системах пожарного оповещения, т.к. при этом не выполняется требование норм пожарной безопасности к контролю линий по всей их длине (об этом мы поговорим чуть позже).

Нужно обязательно отметить, что для объектов с массовым пребыванием людей нужно учитывать то, что их могут посещать так называемые «маломобильные группы», к которым относятся люди с физическими ограничениями (инвалиды), престарелые люди, дети и т.д. В местах пребывания таких групп населения следует предусматривать установку и световых мигающих оповещателей (строб-вспышек). Они будут привлекать внимание даже в том случае, если строб-вспышка не находится в прямом поле зрения человека.

Приборы, пульты управления

Где и как размещать приборы (магнитофоны, усилители и пр.)? Однозначных рекомендаций нет. Все приборы могут размещаться как в одном месте, так и быть рассредоточены по объекту. Единственное, что надо обеспечить обязательно, — это защита этих приборов от постороннего несанкционированного доступа. Приборы должны размещаться в прочных напольных или настенных, запираемых на ключ, шкафах.

Пульты управления системой следует размещать в тех помещениях, где находится оперативный персонал, ответственный за проведение эвакуации. Это важный момент, и его нужно обязательно понять. Часто пульты управления отождествляются с дикторскими пультами, и доступ к управлению системой предоставляется очень широкому кругу лиц, включая секретарей, самих руководителей объекта, руководителей производственных подразделений и т.д. Это абсолютно неправильная стратегия, т.к. она чревата непредсказуемым поведением системы в условиях реальной опасности. С другой стороны, устанавливая в кабинете руководителя пульт и позиционируя его именно как пульт управления системой противопожарной защиты, коей является СОУЭ, инсталлятор вольно или невольно может подложить хорошую «свинью» этому человеку: формально теперь именно последний будет нести ответственность за проведение оповещения о пожаре и управление эвакуацией, хотя на самом деле за это должны отвечать соответствующие службы.

Автоматический контроль над состоянием системы

Современная система должна быть контролируемой. Что это значит? Возникновение неисправности не должно оставаться незамеченным. Требования к функциям контроля есть и в отечественных НПБ 77-98, однако лучше обратиться к международному стандарту IEC 60849, где намного более четко и понятно объясняется, зачем нужен контроль и что именно следует контролировать.

В соответствии со стандартом в системе должна автоматически и четко отображаться информация о следующих видах неисправностей:

  • короткое замыкание, отключение или неисправность основного источника питания;
  • короткое замыкание, отключение или неисправность резервного источника питания;
  • короткое замыкание, отключение или неисправность какого-либо устройства заряда аккумуляторных батарей, входящего в состав основного или резервного источников питания, или работающего совместно с ним;
  • перегорание плавкого предохранителя, приведение в действие размыкателя цепи, изолятора или устройства защиты, которые могут прекращать аварийное оповещение;
  • неисправность микрофона, включая мембрану и катушку, предварительный усилитель и основную электропроводку до остальной системы;
  • неисправность при прохождении сигнала по каналу оповещения, состоящего из нескольких усилителей (с отдельной индикацией неисправности каждого усилителя);
  • отсутствие усилителя или важных модулей;
  • неисправность любого из резервных усилителей;
  • неисправность генераторов аварийных сигналов, включая устройства для хранения предварительно записанных сообщений;
  • неисправность любой линии громкоговорителей (обрывы и короткие замыкания);
  • короткое замыкание или отключение устройств визуальной сигнализации;
  • неспособность процессора корректно выполнять свою программу;
  • любые ошибки, обнаруженные при проверке памяти;
  • невозможность выполнения любой из функций, обеспечивающих мониторинг системы и контроль ее состояния;
  • неисправность линий передачи данных или линий передачи голосовых сигналов между отдельными частями распределенной системы.

Обратите внимание, современная система должна все это контролировать в автоматическом режиме. Недопустимо отдавать это на откуп ушам или ногам человека, когда функции автоматического контроля на самом деле не реализуются, а контроль над состоянием системы выполняется только при проведении периодической проверки по принципу «включили — пошли — послушали — решили», хотя подобная практика нередка при инсталляции систем в России.

Наличие функций автоматического контроля позволяет оперативному персоналу быстро реагировать на возникшую неисправность, например, в трансляционной линии, и существенно увеличивает надежность работы системы в целом. Следует помнить, что чем больше здание (объект) и чем сложнее его внутренняя электротехническая начинка, тем более высокая вероятность повреждения линий оповещения существует в данном здании. Повреждения линий могут вызываться самыми разными причинами, начиная от неграмотных действий технического персонала и заканчивая вандализмом.

Следует учитывать, что реализация полноценного автоматического контроля в существующей системе может потребовать как закупки дополнительного оборудования (например, блоков контроля линий), так и замены оборудования системы на другое — более новое и совершенное.

Питание

Должно быть правильно организовано основное и резервное питание технических средств системы оповещения. Основное питание системы оповещения осуществляется, как правило, от однофазной сети переменного тока 220 В 50 Гц. Важным является то, чтобы аппаратура системы питалась не от местной электрической розетки, а от линии, проложенной непосредственно от распределительного электрощита. Автоматический выключатель, к которому подключена данная линия, должен иметь четко видимую маркировку, например «Питание СОУЭ». Нельзя забывать о том, чтобы сечение питающих проводников и номинал автоматического выключателя были выбраны правильно.

Важным требованием противопожарных норм является то, что система оповещения должна быть обеспечена резервным питанием. Если система запитана только от сети 220 В/50 Гц, это является серьезным нарушением. Но и к резервному источнику предъявляются требования, которые должны быть тщательно выполнены. В современной аппаратуре, чаще всего, в качестве резервного источника используются аккумуляторные батареи (далее — АКБ).

В первую очередь, должно быть выполнено требование противопожарных норм об автоматическом переключении электропитания системы с основного источника на резервный и обратно без выдачи ложных сигналов. Т.е. при пропадании основного питания 220 В, система должна автоматически перейти на питание от АКБ. При восстановлении основного питания 220 В, система должна перейти на питание от этого источника.

Емкость АКБ должна быть достаточна, чтобы поддерживать систему в работоспособном состоянии в течение 24 часов в дежурном режиме и, затем, в течение времени не меньшем, чем время эвакуации. Это является важным требованием, и его также следует тщательно соблюдать. Следует избегать наиболее частых и типичных ошибок, которые перечислены ниже:

  1. Не учитывается потребление системой электроэнергии в дежурном режиме.
  2. Выбор емкости резервного источника осуществляется по схеме «либо 24 часа в дежурном режиме, либо требуемое время в режиме оповещения».
  3. Выбор емкости резервного источника осуществляется без коэффициентов запаса надежности.

В целом, выполнение правильного питания системы может потребовать внесения изменений в существующую схему питания и, возможно, доукомплектование системы резервированными источниками питания с резервными аккумуляторами нужной емкости.

Выводы

Итак, попробуем определить перечень вопросов, которые нелишним будет задать потребителю самому себе или инсталлятору для того, чтобы сделать выводы о том, что же именно за систему он (потребитель) приобрел или собирается приобрести или как ему следует модернизировать существующую систему:

1. Существует ли на объекте утвержденный план эвакуации людей в случае пожара?

2. Соответствует ли текущее разбиение здания на зоны пожарного оповещения плану эвакуации?

3. Какой промежуток времени пройдет, прежде чем о пожаре будут оповещены все люди при существующей структуре системы?

4. Присутствуют ли в документации на систему следующие данные?

  • Подробная спецификация оборудования и материалов, используемых в системе.
  • Расчет емкости резервных источников питания (аккумуляторных батарей).
  • Руководства по эксплуатации или инструкции на каждое установленное в системе устройство (прибор, оповещатель, пульт, источник питания и т.д.).
  • Копии сертификатов пожарной безопасности на оборудование и материалы, которые используются для построения каналов передачи сигналов оповещения о пожаре.

5. Указана ли подробно в проектной (исполнительной) документации следующая информация?

  • Наименование защищаемого объекта и его адрес.
  • Номера телефонов, используемых для связи с владельцем объекта и с самим защищаемым объектом.
  • Наименование и адрес местной пожарной части, в зоне обслуживания которой находится защищаемый объект.
  • Тип системы пожарной сигнализации и системы оповещения.
  • Стандарты, нормы и правила, требованиям которых соответствует система.
  • Тип конструкции защищаемого здания.
  • Места размещения оперативного дежурного персонала, реагирующего на сигналы пожарной опасности, и места размещения индикаторных табло или дисплеев, на которых отображается информация о пожарной обстановке на защищаемом объекте.
  • Типы используемых в системе ручных и автоматических пожарных извещателей и пожарных оповещателей.
  • Расчеты, например, вторичных источников питания и расчеты падения напряжения.
  • Планируемые защищаемые зоны.
  • Полный перечень зон детектирования опасных факторов пожара, зон пожарного оповещения посетителей и зон передачи сигналов оперативному дежурному персоналу.
  • Подробный список применяемого в системе программного обеспечения с указанием его версии.
  • Полный перечень функций управления системами противопожарной защиты.
  • Подробное описание последовательностей в алгоритме работы системы с указанием всех входных воздействий и реакции выходов на эти воздействия.

6. Содержат ли рабочие чертежи следующую информацию?

  • Наименование и адрес защищаемого объекта.
  • Фамилия разработчика чертежа, наименование организации, ее адрес и телефон.
  • Версия чертежа (номер изменений) и дата его выпуска организацией-разработчиком.
  • Идентификация цепей.
  • Идентификация разъемов.
  • Применяемые схемы цветового кодирования.
  • Места размещения пожарных извещателей и пожарных оповещателей.
  • Типы приборов, устройств и оборудования.
  • Места размещения приемно-контрольных приборов, пультов, индикаторных табло, передатчиков и приемников.
  • Места размещения устройств с релейными выходами, используемых для связи с другими внешними системами.
  • Места размещения протяжных и соединительных коробок.
  • Тип кабеля или метод выполнения электропроводки для каждой цепи.
  • Кабельные трассы.
  • Матрица управления.

7. Представлен ли на систему такой документ, как руководство пользователя, и отражена ли в нем следующая информация?

а) Детальные сведения о системе, включая описание:

  • Входов;
  • Сигналов оповещения (сигналы о необходимости эвакуации, сигналы о необходимости перемещения внутри здания);
  • Служебных функций управления;
  • Сигнализаторов;
  • Последовательности алгоритма работы, включая матрицу управления (реакции выходов на входные воздействия);
  • Возможностей по расширению системы в будущем;
  • Эксплуатационных ограничений;
  • Версий установленного в системе программного обеспечения.

б) Инструкции оперативному персоналу:

  • Основные функции управления системой;
  • Как подтвердить прием сигнала тревоги;
  • Как отключить звуковые сигналы тревоги;
  • Как отключить звуковой сигнал неисправности;
  • Как отключить звуковой контрольный сигнал;
  • Как перезапустить систему;
  • Как интерпретировать выходную информацию (звуковую и визуальную);
  • Управление системой пожарного оповещения в ходе эвакуации;
  • Управление служебными функциями;
  • Как следует выполнять действия по техническому обслуживанию системы, возложенные на пользователя (например, ежедневный или еженедельный осмотр).

в) Детальное описание процедур тестирования и технического обслуживания, как того требуют и рекомендуют изготовители оборудования для каждого из компонентов системы:

  • Подробный перечень оборудования системы, которое требует периодического технического обслуживания.
  • Пошаговые инструкции по тестированию и выполнению технического обслуживания для всего установленного оборудования.
  • График выполнения работ по тестированию и техническому обслуживанию.
  • Детальные инструкции по поиску и устранению всех предполагаемых неисправностей.

г) Подробный перечень потребностей в сменных и запасных частях.

На первый взгляд может показаться, что это «неподъемные» вопросы, навевающие тоску, уныние и ужас для тех, кто не обладает специальными инженерными знаниями. Смею заверить, что это далеко не так. В конце концов, большинство людей осознанно подходят к выбору и покупке, например, дорогостоящей бытовой техники или автомобиля. При этом будущего владельца не пугает процесс получения детальных и доскональных сведений о приобретаемом товаре. Такой же подход справедлив и в отношении обсуждаемых систем — нужно только желание получать знания и задавать вопросы, тем более что системы, являющиеся предметом изучения, прямо влияют на безопасность людей и стабильность бизнес-процессов.

Для большинства владельцев каких-либо объектов одним из актуальнейших вопросов является вопрос эффективности сделанных вложений. Большинству из них не хочется иметь на объекте систему
оповещения, которая висит «мертвым» грузом, т.е. пригодную только для оповещения в случае пожара. И это вполне справедливое желание — использовать подобную систему для насущных и важных ежедневных нужд, о которых мы говорили в самом начале статьи (трансляция музыки, передача информационных объявлений). Современные нормы пожарной безопасности вполне позволяют это делать — с единственной оговоркой, что в подобной многофункциональной системе должны быть безусловно выполнены требования противопожарных норм, направленные на обеспечение надежности и эффективности ее работы в условиях пожара или другой чрезвычайной ситуации, о чем, собственно, и сделана попытка поговорить в рамках данной статьи.

В заключение хочется заметить, что все вышеприведенные рекомендации направлены исключительно на общее информирование потребителей о некоторых общих моментах, на которые следует обратить внимание при модернизации существующей системы оповещения. Следует специально заметить, что реальный спектр проблем гораздо шире и сложнее. На взгляд автора, самым ценным советом, который он может дать любому пользователю, — это настоятельная рекомендация не пытаться модернизировать систему исключительно собственными силами, а все же обратиться за помощью к профессионалам в этой области.

Михаил Левчук,
руководитель департамента маркетинга и продаж компании «Аргус-Спектр»

Давайте разберемся: системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией — на бумаге и на практике

В системе противопожарной защиты есть связка терминов: «обнаружение — оповещение с эвакуацией — тушение». Не все объекты подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения, существует перечень объектов, не подлежащих обязательному оборудованию установками пожарной сигнализации (обнаружения). Но система оповещения о пожаре должна быть везде без исключения, обеспечивая сохранение жизни и здоровья людей.

Нормативная база систем оповещения

Технические требования к средствам оповещения и их взаимосвязь со средствами обнаружения пожара необходимо рассматривать через призму трех нормативных документов:

  • НПБ 104-2003 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»,
  • НПБ 75-98 «Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний»,
  • НПБ 77-98 «Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний».

В НПБ 104-2003 делается ссылка на то, что исполнение технических средств оповещения должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. Два других документа отвечают на вопрос — что для этого требуется.

Актуальные проблемы

За последние несколько лет о системах оповещения было опубликовано немалое количество статей. Однако ситуация с оборудованием объектов в соответствии с требованиями нормативных документов не меняется к лучшему. Предлагаем рассмотреть наиболее острые проблемы, касающиеся систем оповещения и управления эвакуацией.

Проблема № 1: На практике очень часто встречаются примеры управления оповещателями приемно-контрольными приборами, которые не соответствуют требованиям части IV НПБ 75-98 или НПБ 77-98 (т.е. не имеют соответствующей записи в сертификате).

Необходимо иметь в виду, что прибор приемно-контрольный пожарный (ППКП) может управлять оповещателями только в том случае, если он имеет также функции прибора управления (ППУ). Этот факт должен быть подтвержден записью в сертификате о соответствии требованиям раздела IV НПБ 75-98. Ниже приведена выдержка из пункта 12.1.1. НПБ 75-98, в которой определены требования при работе прибора управления с оповещателями:

«ППУ должны обеспечивать следующие функции:
12) световую сигнализацию о неисправности проводных линий связи от ППУ к ППКП, оповещателям и средствам пожаротушения;
16) звуковую сигнализацию о неисправности проводных линий связи от ППУ к ППКП, оповещателям, средствам пожаротушения и устройствам, регистрирующим срабатывание средств пожаротушения, а также электрических цепей, предназначенных для управления инженерным (технологическим) оборудованием. При этом звуковые сигналы о неисправности должны отличаться от звуковых сигналов о пуске средств пожаротушения».

В противном случае или ППКП должен соответствовать требованиям НПБ 77-98, или же для подключения оповещателей необходимо использовать специальный прибор управления оповещателями.

Проблема № 2: Тот факт, что и звуковые, и световые оповещатели нуждаются в контроле соединительных линий, зачастую игнорируется.

Пункт 1 НПБ 77-98 гласит: «Настоящие нормы распространяются на технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные, в состав которых входят оповещатели пожарные и приборы управления оповещателями, и устанавливают общие технические требования и методы их испытаний». Необходимо отметить, что речь идет обо всех без исключения типах оповещателей — световых, звуковых, речевых и комбинированных.

Пункт 8.5.1. НПБ 77-98: «Приборы управления оповещателями должны обеспечивать следующие функции:

  1. передачу электрических сигналов на оповещатели;
  2. контроль исправности линии связи с оповещателями;
  3. автоматическое переключение электропитания с основного источника на резервный и обратно без выдачи ложных сигналов;
  4. органы управления должны иметь защиту от несанкционированного доступа посторонних лиц».

Если говорить о речевом оповещении (3-й тип), то в основном все смонтированные системы соответствуют нормативным требованиям с использованием специальных технических средств.

Для обеспечения контроля соединительных линий для звуковых и световых оповещателей уже несколько лет выпускаются специальные приборы, которые могут использоваться как расширители выходов на модули пожаротушения, так и в качестве приборов управления оповещателями. Необходимо всего лишь подключать по одному оповещателю на каждый из выходов прибора и ни в коем случае не использовать схему «звезда».

Техническая составляющая систем оповещения

Рассмотрим основные этапы работ по проектированию и монтажу СОУЭ:

1) В соответствии с предусмотренным типом оповещения (1-5) по НПБ 77-98 выбирается прибор, имеющий сертификат соответствия на требуемую группу (1-5).
2) В проектной документации необходимо привести обоснование количества звуковых или речевых оповещателей, а также необходимой подводимой мощности к речевым оповещателям. Соответствующие методики расчета для звуковых и речевых, а также для световых оповещателей есть на целом ряде сайтов и предоставляются производителями оборудования.

Проблема № 3: Несмотря на доступность методик расчета количества оповещателей, лишь небольшая часть проектов выполняется с соблюдением требований по уровню звукового давления.

3) Необходимо произвести расчет требующегося времени работы системы оповещения. Возможно получить его величину от заказчика — по результатам расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей на основе методики, изложенной в приложении 2 ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования». По пункту 3.9 НПБ 104-2003, принимается, что «СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания». Исходя из этой информации, рассчитывается и время работы от резервных источников питания.
4) Прокладка линий связи: согласно пункту 3.9 НПБ 104- 2003, «Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов». Короба или каналы из негорючих материалов — это, как правило, водопроводные оцинкованные трубы или металлорукава. Изоляция проложенных в них проводов и кабелей во время пожара может плавиться, и закрывать глаза на эту проблему не стоит, т.к. от надежности линий связи системы оповещения зависит своевременная эвакуация людей. Речь в основном идет о транзитных линиях, которые обычно прокладываются по коридорам. За подвесными потолками со временем возрастают пожарная нагрузка (увеличивается количество кабелей) и скопления пыли, а вот обнаружение возгорания в запотолочном пространстве, особенно при использовании извещателей «двойного» действия, становится весьма затруднительным.

Госпожнадзор также допускает возможность прокладки линий СОУЭ в пластиковых коробах, не распространяющих горение, — при условии, что время от начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара будет превышать интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей и расчетное время эвакуации людей. Но соблюдение этого условия должно быть доказано расчетами и соответствующими сертификатами на короба.

Действительно качественно проложить линии оповещения с полным соблюдением требований можно только путем прокладки их в трубах или металлорукаве, закрепленных с помощью дюбелей по основному бетонному потолку (а не совместно с силовыми кабелями). При этом монтажные коробки из негорючих материалов должны быть установлены непосредственно на потолке и входящие и выходящие из оповещателей провода должны быть с креплением под винт.

Проблема № 4: Работы по прокладке линии оповещения с полным соблюдением всех нормативных требований недешевы, причем также необходимо осуществление постоянного контроля их целостности.

В связи с этим ведущие производители проводят исследования по организации надежных систем оповещения с помощью различных радиоканальных систем (Wi-Fi, BlueTooth или на радиочастотах общего пользования 434, 868 и 2400 МГц)

Контроль исправности линии связи с оповещателями

Одной из главных задач при организации системы оповещения является обеспечение контроля исправности линий связи с оповещателями. Существует несколько известных способов реализации этого контроля:

1) Световые и звуковые оповещатели подключаются к линии последовательно через диод. В конце линии ставится встречно включенный диод последовательно с резистором. Через контакты реле линия подключается к прибору и осуществляется контроль оконечного элемента линии с формированием извещений «Норма»/«Неисправность». При необходимости включить оповещатели выходное реле подключает данную линию напрямую к источнику постоянного тока, но с противоположной полярностью.
2) Контроль осуществляется так же, как и при первом способе, но с помощью выходных ключей периодически меняется полярность выходного напряжения для проведения контроля целостности линий связи.
3) Проверка выполняется с помощью коротких импульсов, не вызывающих реакций оповещателей.
4) Для речевых оповещателей: все громкоговорители в оповещателях подключаются к линии через развязывающий конденсатор. Сама линия нагружается на оконечный резистор, номинал которого и контролируется.
5) Измерение комплексного сопротивления линии. Измерение производится на нескольких частотах в надтональной области частот.

Если речь идет о радиоканальной системе оповещения, то должен быть реализован двухсторонний обмен, с возможностью оперативной смены частот и с анализом помеховой обстановки. При обеспечении необходимого электропитания можно говорить о полноценном контроле состояния беспроводных технических средств оповещения.

О совместимости систем оповещения о пожаре и систем оповещения ГО

При отслеживании законодательных документов, касающихся систем оповещения ГО, необходимо признать, что на данный момент отсутствует единая принятая терминология по системам оповещения ГО:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 — «Система оповещения и информирования в речевой форме населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 в качестве составляющей предыдущей системы появляется «Локальная система оповещения»;
  • В совместном приказе МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК от 7 декабря 1998 г. № 701/212/803 появляется термин «Система оповещения гражданской обороны»;
  • В распоряжении губернатора Санкт-Петербурга от 22 февраля 2000 г. № 182-р появляется следующий термин «Территориальная подсистема оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р появляется новое название: «Автоматизированная система централизованного оповещения населения».

В нормативных документах о сопряжении СОУЭ с системами оповещения ГО находим следующую информацию — см. НПБ 104-2003:

Пункт 3.25: «Коммуникации системы оповещения допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания». Правда, определение понятия «коммуникация» не дано и остается непонятным.

Пункт 3.2: «При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны».

В 2003 году, при выходе указанных НПБ и при отсутствии единой терминологии по системам оповещения ГО, возникали разночтения пункта 3.2, поэтому в июле 2004 года Госпожнадзор делает разъяснения:
«В соответствии с разделом 2 НПБ 104 система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) — комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу от различных побудительных мотивов. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным.* Однако в целях реализации п. 3.2 НПБ 104 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения — звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радиопередачи)».

Однако даже при наличии этих разъяснений существуют проблемы, хотя бы даже и частичного, сопряжения двух систем — прежде всего, техническая составляющая данного вопроса: если радиотрансляционная сеть может и должна являться основой для передачи сигналов оповещения по ГО (п. 18 приказа от 7 декабря 1998 г. № 701/212/803), то для системы оповещения о пожаре можно использовать только общие с ней коммуникации. По идее, совместно в обеих системах могут быть использованы речевые оповещатели. Однако на данный момент радиотрансляционные двухрежимные громкоговорители промышленного изготовления с включенным в цепь регулятором громкости и в обход его, насколько известно автору, не выпускаются.

Более того, монтаж и последующее обслуживание радиотрансляционной сети и систем оповещения о пожаре производятся различными организациями, имеющими различные лицензии и работающими с разным оборудованием.

Есть вопросы и по правовой составляющей: действительно, по нормативным документам определены территориальные и локальные системы оповещения.

На данный момент нет ни одного документа общероссийского значения о необходимости, порядке построения и технических требованиях к объектовым системам оповещения по ГО, но зато такие документы без какой-либо проработки появляются на территориальном уровне. Это касается организаций с количеством работающих 200 и более человек, школ, институтов, театров, музеев, вокзалов, универмагов, рынков и т. п.

Кроме того, требования для этих объектовых систем не совсем понятны. Они должны включать в себя пункт управления, принимающий сообщения от территориальной системы, и быть оборудованы телефонной связью и средствами прямой связи с основными подразделениями объекта и аварийными службами. Прямая связь и система оповещения — принципиально разные вещи.

Проблема № 5: Таким образом, на данный момент существует несогласованность нормативной базы по вопросу сопряжения СОУЭ с системами оповещения ГО. Так как на этапе проектирования эти системы подлежат согласованию также и в Госстройнадзоре и Гостехнадзоре, то можно предположить, что несоответствия и вопросы к контролирующим органам будут только увеличиваться и тормозить процесс оборудования объектов системами оповещения о пожаре.

Выводы:

Подводя итог данной статьи, можно предположить следующие варианты развития ситуации, сложившейся с системами оповещения и управления эвакуацией:

  • Проектно-монтажные организации начнут более внимательно относиться к положениям нормативных документов.
  • Проблемам систем оповещения и управления эвакуацией будет уделено должное внимание и на правительственном уровне.
  • На рынке появятся системы оповещения, в том числе беспроводные, решающие вопросы, описанные выше, на качественно новом уровне.

Системы оповещения на промышленных объектах

Основное назначение систем оповещения — это предупреждение людей о возникновении чрезвычайной ситуации или возможной опасности, а также координирование их действий при осуществлении эвакуации. В штатном режиме система оповещения может использоваться в качестве поисковой связи.

Для мест с массовым скоплением людей, промышленных предприятий, в том числе взрывоопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств предусмотрены следующие правила и нормативные документы:

1. Приказ министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 июня 2003 г. № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности при проектировании систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях».

Речевое оповещение должно воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц.

2. Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 206-ФЗ о внесении изменений в федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Громкое оповещение на предприятиях и в местах массового скопления людей должно быть организовано с использованием технических средств. Локальные системы оповещения предприятий должны иметь возможность сопрягаться с системой оповещения П-166. Кроме того, по нормам НПБ 104-03, сигналы оповещения по линии ГО и ЧС во все зоны осуществляются с абсолютным приоритетом их над другими режимами работы.

3. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.12. 1998 г. «Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны».

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме. Основной режим — автоматизированный. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения.

4. Постановление Госгортехнадзора РФ от 5 мая 2003 г. N 29 «Об утверждении Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» ПБ 09-540-03.

Объекты, имеющие в своем составе технологические блоки всех категорий взрывоопасности, а также технологически связанные с ними другие объекты оборудуются системами двусторонней громкоговорящей связи во взрывобезопасном исполнении.

Построение системы оповещения

К системам громкого оповещения, которые внедряются на различных промышленных предприятиях и объектах, предъявляются высокие требования по надежности и эксплуатации в тяжелых производственных условиях. В связи с этим, основным аспектом при проектировании систем громкого оповещения является выбор оборудования, на базе которого они будут строиться. При этом следует обратить внимание на следующее:

  1. Оборудование должно соответствовать всем вышеперечисленным требованиям и нормам контролирующих органов.
  2. Наличие сертификатов.
  3. Возможность гибкого расширения или конфигурирования системы.

В зависимости от категории сложности объекта, имеется в виду радиационная опасность, взрывоопасная среда, химически агрессивная среда и т.д., применяются различные по сложности системы громкого оповещения.

1. Объекты, имеющие в своем составе технологические блоки всех категорий взрывоопасности, а также технологически связанные с ними другие объекты, помимо систем громкого оповещения, оборудуются системами двусторонней громкоговорящей связи.

На таких объектах, помимо ГО, должна быть организована обратная связь с технологическими зонами, по средствам ГГС (громкоговорящей связи). Особенностью таких систем является оповещение территории в радиусе 3 км (для взрывопожароопасных объектов) и в радиусе 5 км (для объектов с радиационной опасностью). Помимо всего прочего, ГО предприятия должна быть сопряжена с местной системой оповещения через П-166.

2. На промышленных предприятиях, деятельность которых не представляет потенциальной опасности, могут быть применены системы громкого оповещения без обратной связи.

Несмотря на отсутствие потенциальной опасности со стороны рассматриваемого объекта, остается необходимым требование по сопряжению с местной системой оповещения для предупреждения персонала об опасности извне. Функционал рассматриваемых нами систем очень широк и, помимо функций оповещения, позволяет подключать к системе измерительные приборы и светосигнальные устройства, воспроизводить заранее записанные речевые сообщения, что дает возможность диспетчеру в экстремальной ситуации действовать по заранее разработанному плану, используя ранее записанные команды и распоряжения.

3. Для организации локального громкого оповещения на различных объектах применима система.

Как правило, такие системы устанавливаются на локальных технологических участках, которые находятся на территории крупного производства. В штатном режиме система играет роль поисковой связи и имеет возможность подключаться к общезаводской системе ГО. Необходимо также отметить, что во всех перечисленных вариантах предусмотрена система бесперебойного питания, что особенно важно с точки зрения надежности и безотказности в работе системы оповещения.

Сегодня мы с удовлетворением отмечаем тот факт, что отношение к проблеме организации систем оповещения на промышленных предприятиях и оценке преимуществ при использовании современных цифровых решений при построении таких систем радикально изменилось. Еще 2-3 года назад руководителям предприятий зачастую приходилось откладывать рассмотрение возможности закупки оборудования связи и решать более важные вопросы модернизации технологического оборудования. В настоящее время, в связи с ужесточением требований со стороны контролирующих органов, наступил черед позаботиться о соблюдении норм безопасности и обеспечении сопутствующих процессов основных производств.

Инвестирование средств в системы оповещения оправдано. В первую очередь вырастает эффективность труда и безопасность персонала на предприятии, повышается оперативность информирования по правилам безопасного поведения при угрозе или возникновении ЧС. Все это ведет к предупреждению или предотвращению распространения опасных явлений, что позволяет существенно экономить временные и материальные ресурсы.

Нужно отметить, что столь необходимые качественные системы оповещения для промышленного производства до недавнего времени были представлены на рынке несколькими импортными марками (в основном немецкими производителями) либо устаревшими отечественными марками. К сожалению, отечественное оборудование не отвечало современным требованиям, но было более доступным по цене, в отличие от импортных аналогов, имеющих все необходимые параметры. В течение последних лет на рынке произошли изменения. Появилось современное, отвечающее всем требованиям отечественное оборудование, в том числе и во взрывозащищенном исполнении. У специалистов служб различных отраслей промышленности появилась возможность использовать современное цифровое отечественное оборудование, которое не уступает импортным аналогам, а по некоторым показателям даже превосходит. На данный момент политика многих крупных предприятий состоит в приобретении оборудования, по возможности производимого на территории РФ. Существенным преимуществом такого решения является наличие сервисных центров у компаний-производителей, которые оказывают необходимую техническую поддержку при установке и функционировании систем связи. Возможность экономить бюджет предприятия и при этом устанавливать современное оборудование имеет большой успех. Спрос на такие системы оповещения постоянно увеличивается. Со стремительным развитием нефтегазового комплекса в России развивается и рынок оборудования, обеспечивающего эффективное функционирование данных производств. Технологическое оборудование теперь по праву обладает стратегическим значением для современной промышленности: от него зависит должное качество исходного продукта, отдача от инвестиций, направленных на создание, развитие или реконструкцию производства, имидж предприятия, получение документов на соответствие международным стандартам, безопасность для всех сотрудников предприятия.